berezin_fb: (Default)
[personal profile] berezin_fb
В продолжение своих воспоминаний о 22 июня 1941 года я прочту вам одно из самых сильных стихотворений о войне.
Кто его автор, я забыл, а может быть, и никогда не знал.

Я не нашел его текста в интернете. Это неудивительно. Это стихотворение не могло быть опубликовано при жизни Сталина и тем более не могло быть опубликовано после его смерти.
К моему удивлению, я столкнулся с тем, что представители разных поколений по-разному трактуют это стихотворение. Поэтому я бы с интересом прочел Ваши комментарии к нему.
Чтобы прослушать стихотворение "Убитых снегом засыпало" в моем прочтении, нажмите на стрелку "play".


Cкачать Убитых снегом засыпало бесплатно на pleer.com

Ниже приведен текст стихотворения

Убитых снегом засыпало.
По ним ступали после боя.
А он садился где попало
И оставался сам собою.
Рука свисала вдоль шинели,
Но в доме не гасили света,
И часовые чуть бледнели
У плотной двери кабинета.
И если не было салюта,
Он первый знал, что это страшно,
Что, все уставы перепутав,
Штабных бросали в рукопашный.
И если был прорыв на юге,
Он первый знал, что мы устали,
Что мы уснули друг на друге
Окаменелыми пластами.
И если приходили сводки,
Он первый знал, что надо плакать,
Что штрафники без всякой водки
Вставали ночью в контратаки.
И он умел читать меж строчек
Сухими старыми глазами
И замечать неровный почерк,
Когда встречалось: «Город занят».

Сейчас и я пришел оттуда,
Где все сердца стучали вместе.
Теперь московская простуда
Страшнее данцигских предместий.

Убитых снегом засыпало
По пограничным полустанкам…
Держись, еще не все пропало,
Еще придется лечь под танки.
Еще старухи будут плакать,
Газеты трогая глазами.
Еще пойдем в огонь и слякоть,
Чтоб он поверил: город занят.

____________
Если кому-нибудь фамилия автора известна, большая просьба мне ее сообщить.

Date: 2015-06-25 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dewfy.livejournal.com
Как прекрасно слышать ваш голос! Спасибо вам, за очень хорошеие стихи!

Date: 2015-06-27 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Макс!
Ваш комментарий мне приятен. Приятно, что я нашел стихи, которые произвели впечатление на многих моих читателей. Впрочем, "нашел" - это неверное слово. Я знаю эти стихи очень давно. Сейчас мне кажется, что всегда.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-06-25 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] steblovski.livejournal.com
типичный мифологизированый Сталин, всевидящий, всезнающий и ужасный, которого "играют" и рассказчик, и бледнеющие (от ужаса?) часовые у двери кабинета. так вижу :-)

Date: 2015-06-27 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Алекс!
Сталин, несмотря на все ужасы, которые связаны с его именем, личностью был выдающейся. И часовые бледнели не от страха, а от сознания того, что они стоят у кабинета Сталина.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-06-25 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Хм. Не читал доселе.

Первые две строки очень сильные. Дальше - всё слабее и слабее.

Date: 2015-06-27 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
Это Ваше личное впечатление. На мой взгляд, стихотворение заслуживает внимания не только первыми двумя строками.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-06-25 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] baby-lyaliko.livejournal.com
Жуткое стихотворение (не работает звук, так что я не слушала, а читала текст). Если бы не ваши слова о Сталине я бы наверное не поняла (или не сразу поняла) что ОН - это Сталин, подумала бы что это что-то потустороннее, дьявольское..

Date: 2015-06-27 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Лена!
Я не писал, что это Сталин. Но текст наводит на мысль, что речь идет именно о нем. Не вижу в стихотворении ничего потустороннего или дьявольского. Ясно, что речь идет о конкретном человеке. По-видимому, о Сталине. Хотя прямо в стихотворении это нигде не сказано.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин.

Date: 2015-06-25 10:49 pm (UTC)
From: [identity profile] arstmas.livejournal.com
Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

Тоже, вот, не знаю чьи это стихи, что неудивительно, конечно.
А как воспринимаю... У меня пожалуй не понимание, а впечатление. Увидел их после этого поста
http://shkrobius.livejournal.com/531700.html
и смотрятся уже как попытка "пририсовать" чувства там, где их не было. Казенное "я понимаю ваше горе". Извините.

Понимаю, почему не могли быть опубликованы после смерти, но почему при жизни? Слишком лирический образ получился?

Искренне Ваш,
Алексей

Date: 2015-06-27 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
потому что "Еще пойдем в огонь и слякоть,
Чтоб он поверил: город занят"

т.е. "он" не верит в очевидное. нам придётся умирать без толку, лишь бы "он" поверил в очевидное.

Date: 2015-06-27 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид!
Я несогласен с такой трактовкой. Люди умирали, потому что шла Великая Отечественная война. Они при этом не думали о Сталине. Знали, что он существует. Но он не присутствовал в их повседневных окопных разговорах. Это стихотворение не отражало массовых настроений.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
Возможно и не отражало массовых настроений.
Но стихотворение написано конкретным человеком, и отражает его настроение.

Date: 2015-06-27 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид,
С этим не приходится спорить.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] arstmas.livejournal.com
Вот, по разному все понимают...

Date: 2015-07-01 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Алексей!
Я не понимаю, что именно все понимают по-разному. В то время большинство придерживалось вполне единого мнения.
До связи,
Березин

Date: 2015-07-01 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] arstmas.livejournal.com
Глубокоуважаемый Феликс Борисович!

В данном случае по разному понимаем последние стихи стихотворения Леонид, я и Вы. Я об этом.

Искренне Ваш,
Алексей

Date: 2015-06-27 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Алексей!
При жизни Сталина существовал стереотип того, что о нем писали. Это стихотворение в стереотип не укладывалось.
Не думаю, что это стихотворение можно сравнивать со стихами Тихонова или любыми другими. Оно особняком.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] arstmas.livejournal.com
До связи, Феликс Борисович.

Date: 2015-06-25 10:52 pm (UTC)
From: [identity profile] jlm-taurus.livejournal.com
Неплохое стихотворение, объемное, есть там пространство и время.
По моим субъективным ощущениям: написано где-то между 55-60,
несколько "литературно", автор знал фронтовиков, но сам не воевал. По стилю что-то вроде Рождественского. Имеется и определенный "культурный" интеллигентский слой - не всякий
знает про Данте.

Несколько противоречиво с ощущением времени: первый салют был
в августе 1943, тяжелая же зима больше ассоциируется с зимой 1941.

Неканонический образ Сталина - одни увидят тирана, другие -
усталого старого человека.

До сих пор дикие споры вызвает "кризис" первой недели начала войны, почему выступал Молотов, а не Сталин, был ли Сталин эти несколько дней в "прострации". Может ли бог болеть и сомневаться, как простой человек ?

Хотелось бы узнать ваше мнение как врача и свидетеля эпохи по этой первой неделе войны для Сталина.

Date: 2015-06-27 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Арье!
Я писал в тексте, посвященном первому дню войны:
"Всех удивляло, что не выступил Сталин. За достоверность последующей фразы я не ручаюсь. Но я знаю со слов очевидцев (я не называю должностей этих лиц - возможно, они еще живы и совсем не хотят, чтобы их слова были опубликованы), что первые дни войны Сталин находился в тревоге и растерянности и даже произнес такую фразу: «Все кончено. Все, что сделал Ленин, мы потеряли».
Он собрался с собой в течение трех или четырех дней, и только 3 июля выступил по радио".
Автор стихотворения был непосредственным участником войны. Более того, когда закончилась война, жизнь в значительной степени потеряла для него смысл. Строки "Убитых снегом засыпало на пограничном полустанке... Держись, еще не все пропало. Еще придется лечь под танки" говорят о том, что война составляла смысл его жизни, и главным образом потому, что там "все сердца стучали вместе".
Я хорошо понимаю это чувство. Я сам писал:
Здесь горе общее и общая вина.
Здесь нет чужих, пока идет война.

Желаю мира и благополучия Вам и всему народу Израиля.
До связи,
Березин

Date: 2015-07-02 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] zewgma.livejournal.com
Оказывается, это был не Данте, а Данциг. Я расшифровывала со слуха,и, как видите, литературу знала лучше, чем историю войны.

Date: 2015-06-26 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] isnic.livejournal.com
Глубокоуважаемый Феликс Борисович!
Спасибо за это стихотворение. Было интересно и приятно послушать Ваш голос.
В стихотворении мне видится внутреннее напряжение, столкновение в душе автора двух, как минимум, идей, двух восприятий Сталина (я верю Вам, что это о Сталине). С одной стороны: "он первым знал, что надо плакать", с другой - "сухие глаза"; с одной стороны - он знает всё, что происходить, чувствует, почему неровный почерк и т.д., с другой - нужно много ещё испытаний, чтоб "он поверил".
Наверное, и ещё что-то есть. Я пишу о том, что видно с первого прочтения.
Произведения, похожие на море, мне всегда нравились...

Интересно, в тексте написано "дантовские предместья", у Вас слышатся "Данцигские", и то, и то, кажется, уместно.

Date: 2015-06-27 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
Это особые стихи. Я не знаю похожих. Да и вряд ли похожие возможны. Я очень ценю это стихотворение. В нем есть широта и многозначность.
А предместья, естественно, данцигские. Ошибка уже исправлена.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-26 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] anna-gaikalova.livejournal.com
Дорогой Феликс Борисович! Спасибо за стихи, за Ваш голос!

"Держись, еще не все пропало,
Еще придется лечь под танки.
Еще старухи будут плакать,
Газеты трогая глазами.
Еще пойдем в огонь и слякоть,
Чтоб он поверил: город занят" - !!!

Date: 2015-06-27 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Анна!
Мне приятно, что Вам понравились эти стихи. Они стоят особняком. Никто не написал ничего похожего. Я их ценю и помню всю сознательную жизнь.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин

Date: 2015-06-26 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] zewgma.livejournal.com
Создается впечатление, что написано скорее человеком из окружения Сталина, чем далеким фронтовиком. Уж больно много деталей знает. Хотя с другой стороны... а штрафники, а штабные? Но я о Жукове такое читала: что он чувствовал обстановку на фронте, как другие чувствуют свои руки и ноги...
Вторая строфа очень медицинская! Несмотря на перенесенный инсульт (рука свисала вдоль шинели), режим щадящий не соблюдался (в доме не гасили света), и, по-видимому, часовые не могли сесть или лечь, пока ОН не спал, и поэтому бледнели - кровь скапливалась в венах нижних конечностей и отливала от лица?
Я помню, Феликс Борисович, у нас разнилась оценка последних строф. Я в них увидела сарказм. А Вы сказали, что там все серьезно, такой вариант развития событий рассматривается автором как желательный. Ну так же по-разному можно рассматривать "Балладу о синем пакете".

Date: 2015-06-27 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Наташа!
Восприятие индивидуально. И так же индивидуальна оценка. Это не может быть предметом дискуссии. Это внутреннее восприятие каждого человека. А внутреннее восприятие не подлежит обсуждению, просто принимается к сведению.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] darwen.livejournal.com
Очень душевное стихотворение. И рада была послушать Ваш голос, Феликс Борисович.

Date: 2015-06-27 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Дарья!
Вы давний и верный мой читатель. И я очень ценю Ваше мнение. Спасибо за отклик.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин.

Date: 2015-06-27 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
Ваш голос очень соответствует стихотворению, Феликс Борисович

Date: 2015-06-27 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид!
Ничего не могу сказать о своем голосе. Но читаю я так, как воспринимаю и понимаю.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
Для того и есть слушатели, что сказать Вам про Ваш голос :)

Date: 2015-07-01 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид!
Не думаю, что слушатели существуют только для этого. Хотя отдельные отклики о том, как я читал стихи, я получил.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Стихотворение сильное, очень в духе того времени. Стихотворение верующего человека. Не в бога всевышнего верующего, а - в верховного вершителя судеб всего народа - Сталина. Именно интонацией - искренней, истовой - ценно.
Edited Date: 2015-06-27 03:32 pm (UTC)

Date: 2015-06-27 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Галя!
Я полностью согласен с Вашей оценкой стихотворения.
Вы всегда хорошо чувствовали слово.
Спасибо за отклик.
Желаю мира и благополучия Вам и всему израильскому народу.
Будьте счастливы по возможности.
До связи.
Березин.

Date: 2015-06-29 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] amr71.livejournal.com
Если следовать хронологии создания штрафных батальонов и рот, то стихотворение было написано не раньше 28 июля 1942 года...

Date: 2015-07-01 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Андрей!
Вероятно, действительно это написано не раньше 28 июля 1942 года. Но это могло быть написано и значительно позже. Штрафные роты, штрафные батальоны сразу после их создания существовали до конца войны. Штрафные подразделения и заградотряды сыграли большую роль в выполнении приказа "Ни шагу назад". Люди оказывались в ситуации, когда можно было погибнуть либо от немецкой пули, либо от пули своих. Но людей удерживал не только страх. К этому времени уже существовало озлобление в отступавших частях, и слова Суркова:
Мы слишком долго отступали
Сквозь этот мрачный черный год
И кровь друзей, что в битвах пали,
Сердца стыдом и болью жжет.
(...)
Пора! Уже в донских станицах
Пытает немец нашу честь.
Ведь порох есть в пороховницах,
И сила есть, и злоба есть.
(В интернете я нашел несколько другой вариант стихотворения Суркова "Пора!", но мне нравится этот).
Ярость и озлобление сыграли большую роль, чем страх перед заградотрядами. В еще отступавших, но уже готовых к наступлению воинских частях зрела решимость покончить, наконец, с этой коричневой чумой. И с ней покончили. Сталинградская битва сыграла в этом решающую роль. "Просчитались мы. В несколько раз было больше немецких войск в Сталинграде, чем мы считали. Тут я похвастать не могу. Считал, как все, и просчитался, как все. Но я понимал, что наша армия сидела на клочке приволжской земли и усидела. А тут у немцев в руках оказался, по сути дела, целый укрепрайон. Сталин гневно говорил, что его приказ покончить в Сталинграде за месяц не был выполнен, и от этого пошли многочисленные осложнения. Но этот приказ не мог быть выполнен. И Сталин на совещании командования говорил: "Все потому, что вы не выполнили моего приказа". Начальник генерального штаба считал, что Сталинград не нужно брать. Он надежно окружен, и пусть немцы там умирают с голоду. Но Сталин гневно ответил: "Как это не брать? Взятие Сталинграда имеет неисчислимое мировое значение!" А его слова были решающими. И когда выяснилось, что действительно не нужно было брать Сталинград, а нужно было окружить армию немцев на Кавказе, Сталин вызвал к себе начальника штаба и сказал: "Сдайте дела". "Есть сдать дела". Теперь жду нового назначения. По счастью, Рокоссовский уже затребовал меня к себе". Об этом написано, в частности, у Симонова.
"Почему так получается? - спросил Сталин у Жукова. - Почему мои распоряжения выполняются с запозданием?" И Жуков ответил: "Порочна сама система. Мы докладываем вам, получаем распоряжения, а за это время обстановка меняется. А нужно дать полномочным представителям Ставки разрешение действовать на месте". Это был, пожалуй, единственный раз, когда Сталин прислушался к резонности возражений. Он назначил Жукова полномочным представителем Ставки и дал ему право принимать решения на месте.
Жуков был уверен, что он надолго занял лидирующее положение в руководстве войсками. Но как только боевые действия стали подходить к концу, его влияние уменьшилось, а после окончания войны он был просто назначен командующим одного из военных округов. Сталин использовал людей, пока они были ему нужны, но очень внимательно относился к тому, чтобы они не приобретали самостоятельного влияния. Жуков был великим полководцем, но человеком чрезвычайно жестоким. Часто, когда речь шла о взятии какого-то немецкого города к 1 мая, он выделял несколько тысяч бойцов без нужды, потому что взять город 2 мая было значительно легче. И Сталин с одобрением относился к этой жестокости Жукова. Как полномочный представитель Ставки, Жуков играл вторую после Сталина, а в оперативных ситуациях - и первую роль. "Открыли второй фронт, - пишет Деген о своей беседе с гауптманфюрером, человеком интересным и незаурядным. - Конечно, ваш вождь, - сказал гауптманфюрер, - справился бы и один, положив несколько десятков тысяч иванов. Но второй фронт, конечно, ускоряет ситуацию. Социализм что красный, что коричневый, не считается со свободами человека. Сейчас вы гордитесь тем, что вы еврей. Но, помяните мое слово, вы перестанете этим гордиться".
Гауптманфюрер оказался прав. Антисемитизм, на котором базировалась политика фашистской Германии, очень скоро стал государственной политикой Советского Союза.

Date: 2015-07-01 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Моя жизнь подходит к концу, но она была очень долгой, и все, о чем я пишу, происходило у меня на глазах.
Комментарий получился очень длинным. Он может быть значительной частью отдельного текста. И я постараюсь использовать его в этом качестве.
У меня осталось мало читателей. И мне приятно, что Вы среди них.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-07-03 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] amr71.livejournal.com
Мне всегда приятно и интересно читать Ваши тексты, Феликс Борисович.
С уважением, Андрей.

Date: 2015-07-17 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] rainbowstar-ru.livejournal.com
Тяжко мне так много писать :) поделю все по пунктам, чтоб не смешивалось :) Заранее прошу прощения, если опять не смогу внятно выразить свое мнение :)
1. Мне кажется, что в целом стихотворение о том, как трудно быть богом... Когда вся ответственность ложится на плечи одного человека...
2. и не могу отделаться от мысли, что Сталин сравнивается с этим снегом, что также знал все первым и оставался сам собою - богом холодным и далеким ("холод" это не бесчувствие, а отсутствие проявления эмоций).
3. "Сухими старыми глазами" - глаза могут быть сухими не только от равнодушия, но и тогда, когда слез не остается от горя, что мне кажется ближе к настроению стихотворения.
4. И последние строки... неоднозначные... для меня звучат как "Держись, мы еще умрем для победы"... как отсылка к кодексу самурая. Смерть как надежда на победу.
5. "Чтоб он поверил: город занят." - мне кажется, что он не поверит потому, что если очень долго чего-то ждешь и на что-то надеешься и это что-то случается, то не сразу верится, что сбылось... то есть опять, позитивный смысл строки.

Date: 2015-07-17 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] rainbowstar-ru.livejournal.com
Вы написали "К моему удивлению, я столкнулся с тем, что представители разных поколений по-разному трактуют это стихотворение."
А не могли бы вы написать о том, как разбилось мнение по поколениям и мнениям? В чем основные различия? И где проходит граница по возрасту?
Спасибо :)

Profile

berezin_fb: (Default)
berezin_fb

November 2016

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 7th, 2026 01:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios