berezin_fb: (Default)
[personal profile] berezin_fb
…Уже позже я услыхал песню:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.

Но задолго до того, как я услыхал эту песню, я увидел начало этой войны.
Я проснулся ночью от взрывов, действительно около четырех часов ночи. Двенадцати лет мне еще не было, и я не принял все это всерьез. Я подумал, что это привычная учебная тревога.
Я встал и выглянул в окно, и во дворе увидел разрывы и воронки от бомбы, а на крышу падали зажигательные бомбы. Люди сбрасывали их во двор – я не знаю, чем именно, но какой-нибудь инструмент у них наверняка был, жил в округе люд рабочий. Но несколько человек уже тащило на крышу ящики с песком и большую связку металлических щипцов, которыми можно было хватать зажигалки. И тут же на крыше оказалась большая группа взрослых, но проснулись и вездесущие мальчишки и тоже оказались на крыше.
Учебные тревоги принесли большую пользу: когда началась реальная бомбардировка, люди сразу знали, что делать.
Дом специалистов, в котором я жил, был единственным современным домом на той окраине Киева, которая в просторечии называлась Шулявкой. Люди, которые не жили на Шулявке, местных подростков называли шпаной. Я не видел причин называть их так. И 22 июня они показали, что они не шпана. Они немедленно оказались на крыше, расхватали щипцы и стали бросать зажигалки в ящики с песком. Естественно, я не остался в стороне.
Так ночью 22 июня, на крыше Дома специалистов, со щипцами в руках, рядом с ящиком песка, с очередной зажигалкой в щипцах, которую нужно было бросить в ящик с песком, я встретил начало войны. Никакого объявления еще не было. Война была для нас совершившимся фактом.

22 июня 1941, горит завод "Большевик" (Киев, в двух остановках от Дома специалистов)
При авианалете на заводе погибло 16 человек - рабочих ночной смены.
Источник: [livejournal.com profile] borisfen70

Днем выступил Молотов. Он сказал, что коварно, без объявления войны германско-фашистские войска пересекли нашу границу.
Я прослушал его выступление. Мне было интересно, что он скажет. Но объявлять о начале войны было уже не нужно, потому что я слышал его выступление под гром фугасных разрывов.

На следующий день в кинотеатрах показывали кинохронику (до появления массового телевидения в кинотеатры ходили фактически ежедневно, главным образом для того, чтобы посмотреть документальный киножурнал и новую хронику), на которой пограничники восстанавливали поваленные пограничные столбы. В хронике показывали только это. Но уже из других источников я узнал, что никто из пограничников, восстанавливавших пограничные столбы, не остался в живых. Немецко-фашистские мотоциклисты пересекли границу с автоматами в руках и расстреляли весь пограничный наряд. Тогда еще говорили «немецко-фашистские». К концу 41-го «фашистские» уже исчезли, и врага называли просто «немцы». Это была перемена в массовом сознании. Идеологические корни воспитания исчезли, перестали говорить «фашистская Германия напала на нашу страну», а просто говорили «Германия» или даже просто «немцы».
Я попытался найти в интернете ту хронику и не смог. Дело в том, что в Киеве показывали не центральную хронику, а свою. Ее на месте снимали и на месте показывали. И она не была такой бравурной и постановочной, как тот снимавшийся в Москве киножурнал, который я нашел сегодня.

Из газет исчез лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», который заменился лозунгом «За нашу советскую Родину!».
Именно 22 июня я познакомился с человеком, который придерживался старой идеологии и считал, что можно сохранить оба лозунга: на одной стороне «За нашу советскую Родину», на другой – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Произошло это так. Я часто заходил в штаб гражданской обороны, который находился в нашем доме и до войны занимался организацией учебных тревог и учений по гражданской обороне. 22 июня этот штаб стал называться просто штабом обороны. Именно в штабе я познакомился с человеком, который был замполитом дивизии, то есть заместителем командира дивизии по политической части.
Это был совсем особый человек, который во время войны ухитрился сохранить свои идеологические убеждения. Звали его Сергей Николаевич, а фамилии его я не знал никогда. Он приехал в Киев с кратковременным заданием, суть которого мне не была известна. С ним приехало двое бойцов, которые называли его комиссаром. И я спросил одного из бойцов: «Замполита комиссаром по старой памяти называете?» Он усмехнулся и сказал мне: «Он и есть комиссар».
С этими бойцами я подружился. Они взяли мой киевский адрес и потом иногда писали мне письма. Каюсь, отвечал я нерегулярно. Потом я думал: зачем они писали мне письма? И пришел к мысли, что им нужен был какой-то человек в тылу, которому можно было написать и получить ощущение, что существует что-то кроме фронта.

По словам бойцов, слово комиссара было законом. Сергей Николаевич замечателен был своей храбростью, своей готовностью лично возглавить контратаки, своей заботой о раненых и тем, что под огнем отправился в порт на судно, на котором увозили двух тяжелораненых офицеров дивизии, чтобы проститься. Он не знал, выживут ли они и тем более не знал, будет ли он сам жив завтра.
Он был одним из организаторов эвакуации советских войск из Одессы (1-16 октября 1941). Образцовой, при которой совершенно не было потерь. Оставленные заслоны создавали у румынских и немецких войск впечатление, что войска в городе. Но немцы и румыны вошли в Одессу, где не было уже ни одного бойца Красной армии. Это было несколько позднее.
В 1943 году, уже в Приуральном, я получил только одно письмо. Знакомые бойцы написали мне, что комиссар погиб в Сталинградской битве.

Об этом человеке, кстати, писал Симонов. Он писал, что он как разорвал на груди гимнастерку, обнажив матросскую тельняшку, так и шел всю войну навстречу смерти. Странно читать о человеке, которого знал лично…
…Это было 22 июня. Фугасные бомбы не разрывались больше на нашем дворе, но разрывались поблизости, и весь день 22 июня был для меня заполнен гулом от разрывов. Зажигалки падали непрерывно, мы их обезвреживали, бросая щипцами в ящики с песком. Двухэтажные деревянные домики, которые окружали Дом специалиста, не бомбили и не обстреливали. Они не представляли интереса для немецких летчиков. Насколько мне известно, не было существенных повреждений и в расположенном рядом зоопарке. В мирное время я часто просыпался от рыка льва в этом зоопарке.

Потом я узнал, что в округе от той первой бомбежки погибло около 200 человек. О количестве раненых не могу ничего сказать.
Во дворе ребята спорили, сколько продлится война. Мнения расходились: от месяца до полугода. Ведь немцы находились на нашей территории, а мы были воспитаны на песне «И на вражьей земле мы врага разгромим, малой кровью, могучим ударом». Все ожидали контрнаступления, действий Красной армии на территории Германии, где и будет разгромлен враг. Сведений о потерях у нас не было, и мы даже верили еще, что «малой кровью».
Осознание пришло позже.

Высшим авторитетом для меня была мама. Я спросил у нее, сколько продлится война и когда начнется контрнаступление Красной армии. Человек, имеющий опыт гражданской войны и подполья, мама трезво судила о происходящем. «Это надолго», - сказала она. «Как надолго?» - «Года два, не меньше». «А когда будет контрнаступление Красной армии?» - «Не думаю, что скоро, - ответила она. – Насколько я слышала, Сталин имел точные сведения о дне и даже часе, когда немцы начнут реализовывать план «Барбаросса», предусматривающий быстрое взятие Москвы и Ленинграда. Но из каких-то известных одному ему соображений до самого начала войны Сталин был уверен, что война начнется в 1942-м, и именно к этому времени готовил армию».
И поскольку мама для меня была непререкаемым авторитетом, я не обращал внимания на то, что писали и говорили, и понимал, что война продлится не меньше двух лет и что контрнаступление Красной армии в ближайший год маловероятно.

Сталин имел точные сведения о дне и даже часе начала войны от советских агентов, в частности, от небезызвестного впоследствии (после выхода книги «Кто вы, доктор Зорге?») Рихарда Зорге, который был другом военного атташе немецкого посольства в Японии, и, как ни странно, от одного из офицеров немецкого Генштаба, который не был советским агентом, но считал безнадежным предприятием войну с необъятной Россией.
Сталин настолько не поверил полученным сообщениям, что даже не приказал военным самолетам, находившимся на приграничных аэродромах, вылететь в глубь страны, и они были уничтожены на земле.
22 июня о начале войны объявил Молотов, назвав нападение Германии неслыханным вероломством и заявив, что, несомненно, немецкие рабочие, крестьяне и интеллигенция не хотят этой войны и понимают, какие страдания она им принесет; что ответственность за это решение лежит на фашистской клике, которая сейчас управляет Германией и покорила многие страны Европы. Он обращался к слушателям как к «гражданам и гражданкам Советского Союза».

Всех удивляло, что не выступил Сталин. За достоверность последующей фразы я не ручаюсь. Но я знаю со слов очевидцев (я не называю должностей этих лиц - возможно, они еще живы и совсем не хотят, чтобы их слова были опубликованы), что первые дни войны Сталин находился в тревоге и растерянности и даже произнес такую фразу: «Все кончено. Все, что сделал Ленин, мы потеряли».
Он собрался с собой в течение трех или четырех дней, и только 3 июля выступил по радио. И если Молотов говорил «граждане и гражданки», Сталин сказал: «Братья и сестры». Это было необычное для Сталина обращение, и некоторые связывают его с тем, что Сталин (Джугашвили) учился в православной семинарии.
Но это было уже не 22 июня.
И не 22 июня на смену «И на вражьей земле мы врага разгромим, малой кровью, могучим ударом» было написано:
Мы слишком долго отступали
Сквозь этот мрачный черный год,
И кровь друзей, что в битвах пали,
Сердца стыдом и болью жжет.
(А.Сурков)

Но я не хочу сегодня слишком далеко уходить от 22 июня. Может быть, я еще вернусь к военной теме, но в другой раз, не будучи привязан к дате 22 июня.

"Если завтра война, если завтра в поход"

Речь В.Молотова 22 июня 1941 г.

Речь И.Сталина 3 июля 1941 г.

Date: 2015-06-22 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-gaikalova.livejournal.com
Тяжелая это тема. Спасибо, Феликс Борисович!

Date: 2015-06-24 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Анна!
Тема действительно тяжелая. Но я решил написать об этом. Немного осталось очевидцев, которые 22 июня в 4 часа пережили бомбежку Киева. Надеюсь, что мне удалось передать ту атмосферу.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин

Date: 2015-06-22 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] gignomai.livejournal.com
Спасибо, дорогой Феликс Борисович! Слово Ваших воспоминаний драгоценно.
Сил Вам!

Date: 2015-06-24 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Владимир!
Я избежал бы слова "драгоценно". Я написал бы просто "ценно". А в ценности этого текста я не сомневался.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-22 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] pani-hida.livejournal.com
Спасибо за эти воспоминания!

Date: 2015-06-24 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Наташа!
Я полагал, что нужно рассказать людям, которые вообще не знают, что такое была война, не придают этому никакого значения, не могут назвать годы войны и не понимают, что если бы эта война не была выиграна, их сегодняшняя жизнь была бы невозможна, если бы они вообще появились.
Всего самого доброго,
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
Да, Феликс Борисович, именно такая мысль пришла ко мне во время чтения этого поста.

Date: 2015-06-27 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид!
Мне приятно, что наши мнения совпадают.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-22 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
Спасибо. Старший товарищ моей матери тогда как раз на западной границе служил, помню, как он рассказывал про начало войны - и про то, какой даже для пограничников это оказалось неожиданностью, ждали - но позже.

Date: 2015-06-24 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Илья!
Не только люди, служившие на границе. Войны ждали все. Но даже осведомленные люди верили Сталину, что война начнется в 42-м году. 22 июня я помнил и помню всегда. Я думаю, что война в значительной степени сформировала мою личность. 22 июня научило меня, что в любых условиях надо действовать и делать все возможное. Действовать, несмотря на опасность. Действовать сверх силы. Этот урок остался у меня на всю жизнь.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-22 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
А ведь будь вам чуть больше лет, глубокоуважаемый Феликс Борисович, вы наверняка бы пошли воевать. Как ваш друг Деген.

Date: 2015-06-24 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
В том, что, будь я чуть постарше, я оказался бы на фронте, у меня нет никакого сомнения. Даже тогда я думал сбежать в армию. Но военные патрули не выпустили бы меня из города. А кроме того, была мама. И в том возрасте я уже чувствовал себя ее опорой и надеждой. Деген писал мне: "Ты очень правильно прожил жизнь. И правильно провел войну. Разве что не воевал, но это по малолетству". Но с 22 июня я уже жил войной и, оказавшись в 42-м в тракторной бригаде, я не просто работал 18-20 часов. Я все время понимал,что я работаю на победу в войне.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-06-24 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Глубокоуважаемый Феликс Борисович, я думаю, что патрули бы вы как-нибудь обошли. А вот маму бросать, конечно нельзя. Аргумент.

А после войны вы служили в армии?

Date: 2015-06-24 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
Сегодня я писал о 22 июня 1941 года. Не бросать маму было для меня не аргументом, а насущной потребностью. Я считал, что ей нужна поддержка, и что я могу эту поддержку оказать.
А если отвечать на Ваш вопрос, касающийся будущего, то могу ответить, что в армии я не служил и в войсках был только два раза по три месяца, во время боевых сборов, которые проводил институт.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-24 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] warsh.livejournal.com
Спасибо, глубокоуважаемый Феликс Борисович, за ваши ответы.

Date: 2015-06-27 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей,
На любые вопросы, которые мне будут заданы, я буду отвечать.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-22 10:02 pm (UTC)
sergey_cheban: (Default)
From: [personal profile] sergey_cheban
Продолжаю Вас читать. Интересно.
Есть некоторые сомнения насчёт того, что Рихард Зорге сообщал точную дату начала войны: это утверждение неоднократно опровергалось. Например, в Википедии сказано следующее:
В 1941 году Зорге получал различную информацию о скором нападении Германии на СССР от германского посла Отта, а также морских и военных атташе[9]. Впоследствии стало известно, что 15 февраля 1941 фельдмаршал Кейтель подписал директиву о дезинформации советского военного командования через германских атташе в нейтральных странах[10]. Таким образом, информация, полученная Зорге, постоянно менялась. В мартовском донесении Зорге утверждает, что нападение произойдет после войны с Англией. В мае Зорге указывает на нападение в конце месяца, однако с оговорками «в этом году опасность может и миновать» и «либо после войны с Англией». В конце мая, после того, как ранняя информация не подтвердилась, Зорге сообщает, что нападение произойдет в первой половине июня. Два дня спустя уточняет дату — 15 июня. После того, как срок «15 июня» прошёл, Зорге сообщил, что война задерживается до конца июня. 20 июня Зорге не сообщает дат и лишь уверен в том, что война обязательно состоится.


Кроме того, наверняка у Сталина, помимо Зорге, были и другие источники информации. Что говорили о войне они, мы не знаем, а оценить качество информации можно только постфактум.

Date: 2015-06-24 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
Я писал о 22 июня 1941 года. Писал подробно о том, что я видел в этот день. А поскольку очевидцев осталось уже немного, мне казалось важным написать этот текст.
О Зорге я упомянул мельком, тут же отметив, что Сталин получил сведения из многих источников, а слова о Зорге сопровождал примечанием "в частности". А Ваш комментарий создает впечатление, что Зорге был одним из главных действующих лиц моего рассказа. Вероятно, Вы не слишком внимательно прочитали текст и не поняли, чем было для меня 22 июня 1941 года. Может быть, если Вам это интересно, Вы еще раз прочтете этот текст, чтобы понять, о чем он и чем было для меня 22 июня 1941 года.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-23 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] nadiege-da.livejournal.com
Спасибо, Феликс Борисович!Очень живо ощущаю все, о чем Вы рассказали. Чувство, как у очевидца. Удивительно Вы умеете рассказывать...
Мне кажется, такие люди, как Комиссар , появляются в очень трудные времена ,мне посчастливилось еще застать таких людей, за что я благодарна судьбе. И рассказы о них драгоценны.

Date: 2015-06-24 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Надя!
Если Вы живо ощущаете то, что я рассказал о 22 июня, если у Вас появляется чувство очевидца, то значит, я достиг своей цели. Вам повезло, если Вы встречали таких людей, как Комиссар. Нынешнее поколение таких людей уже не встретит. А если бы встретило, не придавало бы этому значения, не понимая, что они живут только благодаря таким людям и выигранной войне. Вы хорошо видите, Вы хорошо читаете. Я ценю и Вас лично, и то, что Вы читаете журнал. Если Вы не будете в Москве в ближайшее время и не навестите меня, Вы не встретитесь со мной, так же как не успели встретиться с Еленой Дмитриевной.
А пока будьте счастливы.
Березин

Date: 2015-06-23 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] isnic.livejournal.com
Спасибо большое Вам, глубокоуважаемый Феликс Борисович, за этот проникновенный рассказ из Вашего детства.

Date: 2015-06-24 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Сергей!
Я ценю то, что мой рассказ о 22 июня Вы назвали проникновенным. Это значит, что Вы поняли, что я испытывал тогда и что испытываю до сих пор, когда вспоминаю этот день.
Спасибо за понимание.
До связи.
Березин

Date: 2015-06-23 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] outlier-v.livejournal.com
Спасибо за рассказ! К сожалению случись что-то подобное сейчас, мне кажется, все просто в панике разбегутся и никто на крышах бомбы зажигательные тушить не будет. Мы все очень сильно испортились. Люди вашего поколения совсем другие.

Date: 2015-06-24 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Илья!
Я согласен с Вашим мнением о нынешнем поколении. По счастью, людям этого поколения не придется проявлять собранность и мужество, которые проявляли мы. Полагаю, что нынешняя война может быть только ядерной, а в ней победителей не будет.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-23 03:56 pm (UTC)

Date: 2015-06-23 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] amr71.livejournal.com
Благодарю за рассказ, Феликс Борисович,
всегда, когда читаю о начале той войны, и последующих событиях, думаю: а могло ли быть по-другому?..

Date: 2015-06-24 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Андрей!
Трудно судить о событиях постфактум. Но если бы Сталин поверил сообщениям о дате начала войны, к ее началу уже бы была проведена всеобщая мобилизация, и люди в армии были бы готовы встретить противника. Не знаю, как это изменило бы ход событий, но изменило бы обязательно. Но теперь я пишу не о том, что могло бы быть, а о том, что было реально 22 июня 1941 года.
До скорой связи,
Березин

Date: 2015-06-24 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] amr71.livejournal.com
Да, Феликс Борисович, - история не терпит сослагательного наклонения и вместо упреждающей всеобщей мобилизации была проведена, не имеющая в истории аналогов, вынужденная эвакуация.
Еще раз, спасибо за Ваш рассказ очевидца об этом страшном дне нашей Истории.
С уважением, Андрей.

Date: 2015-06-27 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] prohogy.livejournal.com
Есть интересный пример - как встретил войну флот под руководством адмирала Кузнецова. Возможно, это ответ на Ваш вопрос.

Date: 2015-06-27 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Леонид!
Это не может быть ответом на вопрос. Но это показательный пример того, что иные действия были возможны.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-27 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый Андрей!
Я писал с намерением показать этот страшный день глазами очевидца. Надеюсь, что мне это удалось.
До связи,
Березин

Date: 2015-06-24 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rainbowstar-ru.livejournal.com
Спасибо за Ваш рассказ.

Date: 2015-06-27 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Наталья!
Я воспринимаю Вашу благодарность как подтверждение того, что, несмотря на более чем преклонный возраст, я еще в состоянии работать.
Всего Вам доброго,
До связи,
Березин

Date: 2015-06-24 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] aghartha.livejournal.com
Спасибо за рассказ, Феликс Борисович. Трудно даже представить себе те события и восприятие их непосредственными участниками... Благодаря Вам у нас появляется такая возможность – хотя бы прикоснуться к этому. Здоровья Вам и сил!

Date: 2015-06-27 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Тайко!
Я писал именно для того, чтобы тем, кто читает, было понятно, как выглядел этот день в глазах человека, который его пережил. Это не история. Это страшный и важный день моей жизни.
Желаю Вам всего наилучшего.
До связи.
Березин

Date: 2015-06-24 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] darwen.livejournal.com
Феликс Борисович, большое Вам спасибо за такие живые воспоминания, позволяющие прикоснуться к тому, что для большинства уже просто сухие цифры истории. Это очень ценно.

Date: 2015-06-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Дарья!
Я писал именно для того, чтобы было ясно, как я увидел этот день. Это был день моей жизни. Очень важный и очень опасный. Для меня это моя жизнь, а не история. Я живу долго, может быть, слишком долго. И целые эпохи проходили на моих глазах.
Всего самого доброго,
До связи.
Березин

Date: 2015-06-25 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] nomad-69.livejournal.com

С трудом могу поверить, что Киев бомбили в 4 часа утра 22 июня 1941 г. От Киева до границы была не одна сотня километров. Обнаружение немецких самолётов до наступления часа Х могло повлечь серьёзные последствия. Немцы бомбили в первую очередь приграничные аэродромы и транспортные узлы. В чём смысл бомбёжек гражданских объектов в глубоком тылу? Как я понимаю, кроме воспоминаний очевидцев должны сохраниться какие-либо документы подтверждающие факт бомбёжек. Для справки, Минск первый раз бомбили 24 июня.

Date: 2015-06-27 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Глубокоуважаемый nomad_69!
Раньше,чем отвечать на Ваш комментарий, я хотел бы узнать,с кем имею дело. "nomad_69" мне не говорит ничего. Если Вы хотите получать ответы на Ваши комментарии, назовите имя, по которому я мог бы к Вам обращаться (не обязательно настоящее).
До возможной связи,
Березин

Date: 2015-06-28 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] zewgma.livejournal.com
Nomad, разве вы не знаете, что немецкие самолеты несколько дней до начала войны спокойно летали над нашей территорией? Если не знаете, то подумайте, почему на них не реагировали.
А в Киеве бомбили как раз военные заводы.
http://borisfen70.livejournal.com/
Скорость бомбардировщика в то время вполне могла быть около 800 км/час. http://www.softmixer.com/2012/11/blog-post_6256.html
Так что не одна сотня километров, с учетом того, что 22 июня ровно в 4 утра уже давно светло - это пустяки.
Удивительно, что "документы" для Вас убедительнее, чем свидетельства очевидцев. Любые документы подделать легче, чем человеческую память.

Date: 2015-06-28 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nomad-69.livejournal.com
Вы хотя бы учебник по истории почитали, не говоря уже о воспоминаниях очевидцев.

Date: 2015-06-29 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] zewgma.livejournal.com
Читала я учебник истории, там как раз и было, что на самолеты над нашей территорией было велено не обращать внимания.

Date: 2015-07-01 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] berezin-fb.livejournal.com
Дорогая Наташа!
Над Украиной летали не просто немецкие самолеты, а разведывательные самолеты "рама". Было приказано не обращать на это внимания, поскольку действовал пакт о ненападении, и Сталин придавал большое значение тому, чтобы этот пакт ни в одном пункте не был нарушен. Фашистское правительство Германии, начиная войну, не могло предъявить Советскому Союзу ни одной претензии, хотя измышлениями пропаганды Геббельса такие обвинения появились. Сработал общий принцип геббельсковской пропаганды: чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят.
Всегда признательный Вам,
Ф.Березин

Date: 2015-08-05 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alen-ka35.livejournal.com
удивительных людей можно встретить у Вас в комментариях к постам про Украину и вот теперь про войну, Феликс Борисович.
Они не были очевидцами, но они точно знают, как было, а кто говорит что-то противоречащее их версии- в плену мифов и пропаганды
архивы, документы их тоже не убеждают, все подделано, это очевидно
но пусть, конечно, цветут все цветы (С)
однако, удивление мое безмерно
и я даже пыталась поговорить и узнать поподробнее их "поперечную" точку зрения, на что они опираются- тщетно

Profile

berezin_fb: (Default)
berezin_fb

November 2016

S M T W T F S
  12345
6 789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 6th, 2026 06:13 am
Powered by Dreamwidth Studios